Об online кассах

         Ремесленная палата России представляет интересы работников сферы бытового обслуживания населения и ремесленников, имеющих на сегодняшний день право в соответствии с федеральным законом 54-фз осуществлять наличные денежные расчеты за оказанные услуги (выполненные работы) без применения ККТ, используя бланки строгой отчетности.

         Принятие и вступление в силу федерального закона от 03.07.2016г. № 290 приведет большинство производителей нашей сферы к критическому состоянию. Хотя срок перехода отодвинут на 1 июля 2018г., положение это не спасет. Большинство производителей бытовых услуг находятся в зоне низкой окупаемости. В своем большинстве это микробизнес и ИП. Себестоимость услуг высока по причинам отсутствия отечественного оборудования, комплектующих и материалов, отсутствия собственных помещений, высоких накладных расходов. Требование по приобретению и установке онлайн касс приведет либо к закрытию, либо к еще большему подорожанию результатов их труда. Но в таком случае, легальные производители станут еще более неконкурентоспособными относительно  теневого рынка, куда и так постоянно выталкиваются бывшие легальные производители услуг.

         Совершенно очевидно, что приобретение, установка и работа на ККТ нового образца ведут к резкому повышению нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности и в части финансовой, и в части временной, и в части трудозатрат.

         Разработчики Закона абсолютно не учли специфику ведения деятельности в бытовом обслуживании, в производительной деятельности по выполнению заказов населения.  Ведь это не торговля, где продают уже кем-то изготовленные изделия и продукты, не аптеки, продающие готовые лекарства, не АЗС, продающие бензин, и даже не кафе и рестораны, где проходимость посетителей гораздо выше.

         Бытовое обслуживание это, в первую очередь, изготовление и оказание услуги, здесь нет потока плательщиков. К примеру, в ателье за день может обратиться 3 – 7 заказчиков, а может и ни одного. При этом при всех этих затратах онлайн касса не освободит производителя услуги от заключения договора, которым в настоящее время является бланк строгой отчетности[1], так как, во-первых, это требование ГК РФ и, соответственно, Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, но, главное – без такого договора нельзя работать. Если это ателье, то необходимо записать, что нужно пошить, определить фасон, зафиксировать какие-то пожелания и особенности фигуры заказчика, снять и зафиксировать мерки, сопутствующие элементы, установить сроки 1-й и 2-й примерок, и окончательный срок изготовления. Как правило, после примерок вносятся изменения в какие-то конструктивные элементы, либо в фасон и т.п.  Кроме того, должна быть записана информация и  о лице (лицах) выполняющих раскрой и пошив, принадлежность материалов и фурнитуры ( ателье изготавливает изделия и из своих материалов и фурнитуры, и из материалов и фурнитуры заказчика, либо в каком-то их сочетании). При передаче изделия заказчику обязательно должен быть зафиксирован срок гарантии. Работа по заказу может длиться от нескольких дней, при простом изделии, до нескольких недель – при сложном.  При этом всем длительном временном процессе через кассу пройдут две денежные операции: аванс и окончательный расчет. Конечно, если в ателье работает не один человек, а 5-7, и естественно, выполняется не один заказ, то все равно за день наберется три – четыре финансовых операций. Разве при таком использовании можно говорить о какой-либо окупаемости этой кассы, да при этом сохранится необходимость заказывать в типографии бланки типовых договоров, чтобы не переписывать вручную повторяющиеся реквизиты и позиции. То есть предлагается нести двойные затраты на оформление денежных расчетов не самому прибыльному бизнесу. Причем и договор, и кассовый чек должны иметь привязку и  ссылку друг на друга.

         Согласно п.17 ст.7 вводиться послабление для ИП, которое дает возможность  до февраля 2021г. не указывать,  за что (наименование товара, услуги) они получили от заказчика деньги. Это как? И чем, в нашем примере, ателье ( микробизнес) в оказании услуги отличается от ИП. И как потребитель сможет защитить свои права? Что он заказывал и за что он платил! Похоже, что и этот вопрос никто себе не задавал.

         Возьмем другой пример: ремонт и обслуживание бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры. Большая часть этих работ осуществляется на дому у заказчика: ремонт телевизоров, компьютеров, холодильников, морозильников, установка и ремонт кондиционеров, стиральных и посудомоечных машин, вытяжек, варочных панелей, духовых шкафов и т.п. Это значит, что мастер должен носить с собой эту онлайн кассу, а в придачу к ней принтер для распечатки чека (бланка строгой отчетности). Если в организации 5 – 7 мастеров, то им нужно 5 -7 касс и 5-7 принтеров - при этом они могут обслужить от 4 до 6 заказчиков в день. Каковы сроки окупаемости и есть ли они, ведь скорее эту кассу исключат из реестра, нежели она окупится. Кто легально будет работать в таком бизнесе. Только крупные фирменные сервисы с большими оборотами. И это поддержка малого бизнеса!

         А если у заказчика по месту его жительства нет интернета, то его и не обслуживать?

         Важнейшей составляющей этой деятельности является установление срока гарантии на проделанную работу, поэтому и здесь не обойтись без письменного договора. Почти все виды бытовых услуг требуют установления срока гарантии, за исключением таких услуг, как услуги фото, бань, саун, переводчиков, обрядовые услуги, доставка цветов и подарков, копировально-множительные услуги. Эти услуги составляют очень незначительную часть.

         Договор обязателен и при проведении гарантийного ремонта, который выполняется бесплатно для клиента. А, что тут делать онлайн кассе?

         Есть огромное количество других услуг, которые выполняются на дому у заказчика: ремонт квартир, строительство садовых домиков, беседок, частных гаражей и бань, пристроек, хозпостроек, изготовление печей и каминов, бурение и оборудование скважин под воду, строительство колодцев, остекление и отделка лоджий и балконов, ландшафтный дизайн, и для оказания этих услуг требуется еще более длительное время, нежели в пошиве одежды. А за месяц пройдет по каждому из таких объектов– две – три финансовые операции. Более короткий срок: для замены дверей, окон, замков, установки решеток  и прочего. На дому осуществляется и настройка роялей и пианино, установка и ремонт антенн, сборка мебели, уборка квартир. Но это мало что меняет, сегодняшние онлайн кассы и условия деятельности бытовиков и их предпринимательский потенциал слишком мало совместимы почти по всем параметрам. Как сочетается большинство наших шиномонтажей, даже в Москве с условиями использования  и содержания онлайн кассы?

         Но никто из разработчиков не вникал и не оценивал целесообразность принимаемого решения и как обычно не интересовался мнением профессионалов, вопрос не был проработан, обдуман и учтены хоть какие-то последствия. Вряд ли ставилась цель с 1 июля 2018г. выдавить из легального бизнеса значительную часть бытовиков и ремесленников, занятых в микробизнесе. В торговле понятно, это выгодно крупным торговым сетям. В бытовом обслуживании населения это в большинстве видов услуг невозможно,  это может привести  только к дальнейшему росту и так постоянно растущего сектора бытовиков – фрилансеров, которые значительно сбивают цены, относительно легальных производителей и естественно не платят никаких налогов.

         Нетрудно увидеть, что бытовое обслуживание населения сейчас является одной из самых низко-доходных, и при этом высоко-трудозатратных сфер потребительского рынка. За красивым названием « Дом быта» зачастую находятся каморки в малоприспособленных помещениях, часто в полуподвалах, а не редко и в подвалах. Такие примеры даже в Москве повсеместно. У производителей не хватает средств на аренду полноценных и комфортных помещений. Удельный вес крупных салонов, автосервисов и технических сервисных центров невелик. А такие организации и сейчас в своей деятельности при проведении наличных денежных расчетов используют ККТ и для большинства из них реально перейти на кассы нового образца. И финансовые возможности и возможности для привлечения дополнительных специалистов они найдут.

         Вызывает недоумение, как было аргументировано решение о введении on-line касс для субъектов применяющих патентную систему налогообложения и ЕНВД. Ведь в дополнение к ЕНВД ввели патентную систему, как стимулирующий фактор для расширения и привлечения людей в легальный бизнес за счет резкого сокращения административного регулирования деятельности предпринимателя. Приобретая патент, ИП полностью закрывает свои финансовые взаимоотношения с фискальными органами. Обязанность вводить on-line кассу по сути ликвидирует систему патента и ЕНВД, так как возлагается двойная не только финансовая, но и трудозатратная нагрузка и проблемы, связанные с обслуживанием кассы, с функционированием сетей связи, договорам с оператором фискальных данных, привлечением программистов. Удивляет, что решение принято в условиях постоянного сокращения потребительского спроса.  

         Очевидно, что по мере роста масштабов в применении онлайн касс и отработки механизмов их взаимодействия с операторами фискальных данных неизбежно будут вноситься изменения в программное обеспечение всей технологической цепочки. Значит, что любому производителю услуг нужен программист, а это не бесплатно.

         Мы прекрасно отдаем себе отчет, что за on-line кассами будущее. Но их внедрение должно идти в ногу с возможностями. Требования должны быть соразмерны и адекватны. Сами кассы, должны быть  доступными и по цене приобретения и по цене владения, способными заменить не только кассовый чек, но  и форму договора и технологический документ, как это сейчас сочетается в действующих бланках строгой отчетности. Нести не только фискальную функцию, но и защищать производителя и потребителя.

 

         Мы считаем, необходимо внести изменения в действующий федеральный закон от 03.07.2016г. № 290-фз:

         1. внести изменения в статью 2 п.2.вышеуказанного закона, расширив перечень видов деятельности и видов услуг, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники, а использовать бланки строгой отчетности, включив в этот перечень все виды работ и услуг бытового обслуживания населения, содержащиеся в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности  (ОКПД2) по кодам, согласно приложению №2 распоряжения Правительства РФ от 24.11.2016г. № 2496-р.

         2. установить, что порядок осуществления наличных денежных расчетов и требования, предъявляемые к изготовлению и применению бланков строгой отчетности, для этих категорий организаций и ИП сохраняется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359. При этом требования к содержанию обязательных реквизитов бланка строгой отчетности установить согласно статье 47 абзац 2 – 12 федерального закона от 03.07.2016г. № 290-фз.

         3. установить добровольный порядок перехода на применение контрольно-кассовой техники нового образца.

 

Президент РПР, д.э.н.                                              Н.Б.Кобелев